Библейские клинки – «Копье судьбы»
Копья в легендах народов мира
Холодное оружие на протяжении многих веков являлось основным оружием в многочисленных войнах по всему миру. Практически у каждого народа сложились легенды о каком-либо виде клинкового оружия (чаще всего героем этих легенд выступает меч или сабля). Но есть легендарное оружие, связанное с религиозными преданиями, которому приписываются чудодейственные свойства и которое почитается одновременно в разных странах мира. Наиболее известным из такого оружия является «Копье судьбы».
Согласно библейской легенде центурион Гай Кассий Лонгин, который командовал отрядом легионеров, стоявших в оцеплении Голгофы, нанес Иисусу Христу, распятому на кресте, удар копьем. Сразу же после удара (по одной из легенд этот удар прекратил мучения Христа, по другой – был проверкой жив он или мертв) наконечник копья обагрился кровью Иисуса, и копье обрело свое священное значение. Оно является одной из самых почитаемых святынь христианства и известно под разными именами - «Копье судьбы», «Копье Христа», «Копье Лонгина», «Священное Копье».
В различных храмах и церквях мира хранится несколько наконечников копий, которых считают принадлежностью того самого копья Лонгина. Наиболее известны из них три: венское, ватиканское и армянское.
Венское (Хофбургское) копьё
Рисунок копья из замка Хофбург со снятыми золотыми накладками
Артефакт с XIV века храниться в замке Хофбург (резиденция австрийских Габсбургов и основное местопребывание императорского двора в Вене). Наконечник сломан в средней части. Обе части соединены серебряной проволокой и накладками, который сначала были изготовлены из железа (X-XI век), затем из серебра (XI-XII) и наконец в XIV веке их сменили золотые накладки. На золотой накладке надпись по латыни «LANCEA ET CLAVUS DOMINI» (Копьё и Гвоздь Господни). В лезвие копья вставлен кованый гвоздь (по легенде один из гвоздей, которыми был распят Иисус Христос).
По другой версия наконечник копья, который хранится в венском замке, принадлежит святому Маврикию командиру Фивейского легиона, который вместе со своими подчиненными – христианскими воинами был казнен за отказ участвовать в карательной операции против единоверцев в 305 году при императоре Максимилиане.
С этим артефактом связаны не только легенды, но и исторические факты. В середине первого десятилетия прошлого века один малоизвестный молодой венский художник забрел от нечего делать в музей замка Хофбург. Он переходил из зала в зал, пока не увидел копье. Его вид ввел его в оцепенение, из которого его вывели слова смотрителя о том, что музей закрывается. Имя этого художника – Адольф Гитлер.
Этот событие на много лет отложилось в памяти Гитлера, тем более, что согласно пророчествам ордена тамплиеров - человек, способный понять его волшебную силу, сможет править миром.
Много позже на следующий день после присоединения Австрии к Германии по его приказу копье было перевезено в замок СС Вевельсбург (прообраз замка «Вольфенштайн» в знаменитой компьютерной игре).
30 апреля 1945 года наконечник копья вместе с другими реликвиями был обнаружен американскими солдатами и по указанию генерала Д. Паттона, оно было возвращено в Австрию. По официальной версии Гитлер покончил жизнь самоубийством спустя лишь несколько часов, после захвата копья американцами подтвердив еще одну легенду, связанную с копьем – после утраты копья его владельца ждет смерть.
Эта эпопея перемещения Копья Судьбы в Германию, нахождение его в замке Вевельсбург и возвращение его в Австрию обросло многочисленными легендами. По одной из них американцам досталась лишь копия копья, а настоящий артефакт на подводной лодке был переправлен в секретное хранилище в Антарктиде.
Ватиканское
В римском соборе святого Петра хранится еще один вариант копья. Считается, что это копье оказалось в Риме после падения Константинополя. От ватиканского копья сохранился только наконечник, который находился в главном храме Византии Святой Софии (в настоящее время мечеть Ийа София в Стамбуле), куда он попал в 614 году из захваченного персами Иерусалима.
О том, как выглядит копье, хранящееся в соборе святого Петра, можно судить только по его рисункам, сделанным до его появления в соборе святого Петра. Сама реликвия не доступна взглядам посторонних, поскольку она хранится на лоджии, расположенной над нишей с изображением святого Лонгина.
Армянское
По преданию копье попало на территорию Армении с апостолом Фаддеем. Хранилось в монастыре Гегардаванк (АРМ. - «Монастырь копья»).
В XII веке копье было перевезено в Эчмиадзинский монастырь - резиденцию Католикоса Всех Армян в городе Вагаршапат. Представители армянской церкви утверждают, что наконечник, хранящегося у них копья датируется первым веком нашей эру. Правда при этом они не сообщают кто, когда и каким образом установил возраст этого артефакта.
Сторонники подлинности эчмиадзинского копья ссылаются на британских исследователей, которые якобы обнаружили, что след от раны на ткани знаменитой Туринской плащаницы соответствует размеру и форме наконечника, хранящегося в Эчмиадзинском монастыре.
Насколько достоверно можно установить факт нанесения раны этим оружием по следу на плащанице вызывает большие сомнения у криминалистов.
Туринская плащаница
Правда эта версия вызывает большие сомнения у историков и оружиеведов. Прежде всего, это связано с тем, что форма наконечника не соответствует форме наконечников боевых копий римских легионеров. Кроме этого к центральной части наконечника прикреплен христианский крест из металла, который не мог находиться на болевом оружии легионеров.
Краковское копье
До недавнего времени считалось, что в Вавельского соборе Кракова храниться еще один претендент на копье Лонгина, но этот экземпляр оказался более поздней копией венского копья.
Научная экспертиза
Казалось чего же проще – достаточно провести экспертизу всех трех артефактов с целью установления из возраста и станет ясно, какой из трех образцов может претендовать на подлинность.
Но не тут-то было. Из всех наконечников, претендующих на роль Копья Судьбы только владельцы венского артефакта дали согласие на проведение экспертизы. Католическая церковь отказалась от проведения таких исследований ввиду того, что она не настаивает на подлинности копья, а представители армянской церкви отказываются от экспертизы, поскольку святыня обладает чудодейственными свойствами и проверять ее подлинность – святотатство («То, что принимается на веру, анализу не подлежит!»).
Экспертиза венского наконечника была проведена в 2003 году американцем, доктором Робертом Фрезером специалистом в области металлургии, автором многочисленных книг по истории Средиземноморья. Для проведения экспертизы ему было даже разрешено снять с копья золотую и серебряную накладку.
Исследованию подверглись соскобы с поверхности наконечника. В результате исследований, проведенных на самом современном оборудовании, было установлено следующее: находящийся в середине копья расплющенный гвоздь (3) был изготовлен в I веке н.э., серебряная проволока, соединяющая все части копья – не ранее 600 г. н.э., боковые «крылья» (2) копья – в VII веке, серебряная накладка – в XI веке, золотая – XIV веке. Расплющенный гвоздь имеет форму характерную для гвоздей того времени и соответствующий материал. При этом ученым не удалось установить возраст центральной части наконечника (1). Поскольку на гвозде и на центральной части наконечника нанесены медные метки в виде крестиков, было сделано предположение о том, что это части оригинального копья, все остальные детали были добавлены позже.
Таким образом, загадка подлинности копья до настоящего времени является не раскрытой.
Форма Копья Судьбы нашла свое отражение в церковной утвари – копие, которое используется в главном публичном богослужении православной церкви – литургии. Как видно из приведенной выше фотографии слугам церкви не безразлично, где было изготовлено копие – ведь изделием из Золингена будет лучше управляться с литургическим хлебом – просфорой, чем изготовленное где-то в Зюзюпинске.
Спасибо за внимание.
Если тема интересна - ее можно продолжить.